Контрактная служба

 1. ЗАКАЗЧИК, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН, КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН, КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭКСПЕРТ И ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Закон о контрактной системе наделяет федеральный орган исполнительной власти в сфере осуществления закупок полномочиями по осуществлению правового регулирования и контроля. Вопросы правового регулирования контрактной системы в настоящее время отнесены к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» относит к числу основных нормативных правовых актов, которые уполномочено принимать Минэкономразвития России по вопросам осуществления закупок, следующие:

— порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— типовое положение (регламент) о контрактной службе;

— порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, а также ответственность таких удостоверяющих центров (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок);

— требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации (совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности);

— порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок);

— порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности);

— единые требования к функционированию электронных площадок.
Контрольным органом в сфере закупок является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района и городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. На федеральном уровне такими органами являются ФАС России и Рособоронзаказ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» за данными органами государственной власти помимо контрольных закреплены и другие полномочия. Так, ФАС России осуществляет согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением сферы государственного оборонного заказа и государственной тайны). Полномочиями по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, наделен Рособоронзаказ.

Под заказчиками понимаются осуществляющие закупки государственные органы, органы управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от имени муниципального образования, а также бюджетные учреждения.

 

В качестве государственных заказчиков выступают государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства. Муниципальным заказчиком может являться орган местного самоуправления, муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства.

Таким образом, основным признаком, позволяющим отнести государственные органы или органы местного самоуправления к заказчикам, является способность принимать бюджетные обязательства, то есть обязанность публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения, обусловленная нормативным правовым актом, договором или соглашением, предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из бюджета в соответствующем финансовом году. Принятие бюджетных обязательств согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или на основании правовых актов и соглашений.

 Статья 2.

В целях централизации закупок могут быть созданы один или несколько государственных органов, органов местного самоуправления, казенных учреждений, наделенных полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения закупочной деятельности заказчика. Такие уполномоченные органы (учреждения) осуществляют полномочия на основании решения о создании таких органов или о наделении их указанными полномочиями, которым также устанавливается порядок взаимодействия с заказчиком. При этом не допускается возлагать на уполномоченные органы (учреждения) полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе по определению начальной (максимальной) цены контракта, и подписанию контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность за осуществление тех полномочий, которые не переданы уполномоченному органу (учреждению).
В целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик до начала проведения закупки создает комиссию по осуществлению закупок (далее — комиссия) и определяет председателя комиссии, ее состав и порядок работы. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки; физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо на которых способны оказать влияние участники закупки; лица, являющиеся близкими родственниками руководителя; лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок; должностные лица контрольного органа в сфере закупок. Заказчиком могут создаваться различные виды комиссий: конкурсные, аукционные, котировочные, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, выполняющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. К основным полномочиям комиссии при проведении конкурентных способов определения поставщиков относятся: вскрытие конвертов с заявками на участие в закупках (далее — заявки), открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, отбор участников, рассмотрение и оценка заявок на участие, определение победителя.

 

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

Специализированная организация (юридическое лицо) привлекается заказчиком для выполнения отдельных функций от имени заказчика по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения, направления приглашений принять участие в конкурентных процедурах, а также выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком. В этом случае заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации при осуществлении ею переданных функций от имени заказчика.


Заказчик вправе в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсах, соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям привлекать эксперта, экспертные организации. Также они могут быть привлечены для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Оператором электронной площадки является юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Закон о контактной системе не закрепляет требований к организационно-правовой форме, форме собственности, места нахождения и места происхождения капитала оператора электронной площадки за исключением условия о необходимости государственной регистрации данного юридического лица на территории Российской Федерации. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок, определяется перечень таких операторов. До принятия указанного порядка применяется Порядок отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2009 № 428.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Закон о контрактной системе закрепляет основные функции участников контрактной системы, которые по сравнению с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» существенно расширились. Учреждение новых субъектов государственных (муниципальных) закупок, а также введение персональной ответственности должностных лиц за нарушение установленных Законом о контрактной системе требований обосновывает необходимость детальной регламентации деятельности контрактной службы и контрактного управляющего.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ


Основными целями учреждения контрактной службы является обеспечение планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупок).

Контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение или путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

В первом случае контрактную службу возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя органа (учреждения) либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Во втором случае контрактную службу возглавляет один из заместителей руководителя органа (учреждения).


Основными принципами деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок являются:

— привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок;

— свободный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах;

— заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных (муниципальных) нужд.


Если заказчиком будет принято решение не создавать отдельное структурное подразделение, то порядок работы специалистов по закупкам может быть установлен регламентом, определяющим полномочия и ответственность сотрудников, процедуру и сроки согласования документов на каждом этапе осуществления закупок. В таком случае в штатном расписании могут быть предусмотрены несколько должностей без создания специального структурного подразделения.
Другим способом формирования контрактной службы является создание заказчиком самостоятельного структурного подразделения. В этих целях потребуется внести изменения:

- в организационную структуру,

- численный состав и штатное расписание учреждения,

- утвердить положение о контрактной службе,

- разработать должностные инструкции.

Процедурные вопросы в этом случае закрепляются в положении (регламенте) на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, согласно которому компетенцию контрактной службы составляют вопросы планирования закупок, исполнения контракта, раскрытия информации и иные полномочия.


2.1. Полномочия в сфере планирования закупок


Планирование закупок является стадией осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043 утверждены Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок (Приложение 1). В течение 3 дней со дня утверждения план закупок подлежит размещению в единой информационной системе, а до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сайте www.zakupki.gov.ru.


В рамках осуществления мероприятий по планированию закупок компетенцию контрактной службы составляют следующие полномочия:

1) разработка плана закупок, осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений.

2) обеспечение подготовки обоснования закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок и нормативным правовым актам в сфере закупок;

3) разработка плана-графика, внесение в него изменений и размещение данных документов в единой информационной системе.

4) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок;

5) организация утверждения плана закупок и плана-графика;

6) размещение плана закупок на сайте заказчика в сети Интернет, а также опубликование в любых печатных изданиях;

7) участие в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельным ценам) и нормативным затратам на обеспечение функций заказчика, которые подлежат размещению в единой информационной системе;
8) разработка проектов контрактов и типовых условий контрактов;

9) организация консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

10) организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги, по результатам которого в случае необходимости осуществляется подготовка изменений в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отмена закупки;
11) организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;
12) привлечение экспертов, экспертных организаций;

13) подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система) извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов.

14) подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.

 

2.2. Полномочия в сфере осуществления закупок


Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактная служба осуществляет:

1) выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок и запрос предложений;

2) внесение уточнений в обоснование цены контракта в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, конкурсной документации, документации об аукционе, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) подготовку описания объекта закупки в документации о закупке. Соответствующие правила установлены статьей 33 Закона о контрактной системе, согласно которой описание объекта закупки должно носить объективный характер с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

4) подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

5) подготовку протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок. Закон о контрактной системе устанавливает следующие требования к содержанию протоколов рассмотрения заявок:
           — на участие в запросе котировок содержит информацию: о заказчике, существенных условиях контракта, участниках, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, положений извещения и предложений заявок, которые не соответствуют заявкам участников), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информацию о победителе;

— на участие в закрытом аукционе содержит информацию: об участниках и решение об их допуске или об отказе в допуске этого участника к участию в закрытом аукционе с обоснованием данного решения (указываются положения нормативных правовых актов и документации о закрытом аукционе, которым не соответствует участник закупки, положения такой заявки, которые не соответствуют требованиям документации о закрытом аукционе, информация о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника закупки к участию в данном аукционе или об отказе в допуске этого участника к участию в закрытом аукционе);
           — на участие в электронном аукционе содержит информацию: о порядковых номерах заявок; допуске участника закупки или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения (указываются положения документации, которым не соответствует заявка, о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона).

 

На этапе определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) контрактная служба рассматривает банковские гарантии, представленные в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.


Кроме того, к организационным полномочиям контрактной службы относится обеспечение привлечения на основании контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика, предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе установление требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.


2.3. Полномочия в сфере раскрытия информации

Одной из основных целей реформы системы государственных закупок является необходимость повышения прозрачности процедуры закупок. Открытость информации о государственном планировании необходима, прежде всего, в целях обеспечения публичных интересов. С учетом этого под раскрытием информации следует понимать систему осуществляемых заказчиком мероприятий, направленных на информирование участников контрактной системы о закупках для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предпринимаемых действиях и других сведениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами.

В целях раскрытия информации о проведении закупок контрактная служба обеспечивает:
1) размещение в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на сайте www.zakupki.gov.ru. извещения об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, протоколов.

2) публикацию по решению руководителя контрактной службы извещения об осуществлении закупок в любых средствах массовой информации или размещение этого извещения на сайтах в сети Интернет при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду с предусмотренным Законом о контрактной системе размещением. Также необходимо учитывать, что не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе документация о закрытом аукционе, изменения, внесенные в документацию о закрытом аукционе, разъяснения документации о закрытом аукционе;
3) подготовку и направление в письменной форме или в форме электронного документа разъяснений положений документации о закупке. Необходимо учитывать, что разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть. Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса. Разъяснения положений конкурсной документации должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания автора запроса в течение одного рабочего дня с даты направления таких разъяснений;

4) возможность получения в режиме реального времени информации об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам;

5) осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, которые хранятся заказчиком не менее чем три года;
6) включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а именно: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица аналог идентификационного номера налогоплательщика, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических; даты проведения конкурсных процедур и подведения их итогов (в случае, если победитель уклонился от заключения контракта), дата признания несостоявшейся закупки (в случае уклонения либо отказа от заключения контракта единственного участника закупки), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта; объект закупки, цена контракта и срок его исполнения; идентификационный код закупки; основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);

7) размещение информации о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены, об изменении или о расторжении контракта за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.


С 1 января 2014 года вступил в силу порядок подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения». Согласно указанному порядку уполномоченный работник контрактной службы или контрактный управляющий заказчика осуществляет подготовку отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения для размещения в единой информационной системе в сфере закупок по установленной форме.


2.4. Полномочия в сфере исполнения контракта

Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом (далее — приемка результатов), включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. По решению заказчика для приемки результатов может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. Приемка результатов осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В Закон о контрактной системе введено требование к приемке заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при исполнении. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может проводиться заказчиком своими силами, к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании заключенных контрактов.
Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом. Оплата осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальную (максимальную) цену контракта. Данные сведения указываются в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта также относится к сфере ведения контрактной службы. Условие о порядке и сроках оплаты товара является обязательным условием контракта.


Необходимо учитывать, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется в целях изменения, расторжения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применения мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком. Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

К таким основаниям относятся следующие случаи:

— непредоставление обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок (п. 2 ст. 328 ГК РФ);
— при существенном нарушении договора стороной (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

— отказ продавца передать покупателю проданный товар или когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок (ст. 463 — 464 ГК РФ);
— продавец передал покупателю товары с нарушением условия об ассортименте (п. 2 ст. 468 ГК РФ);

— существенно нарушены требования к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (п. 2 ст. 475 ГК РФ);

— продавец не выполнил в разумный срок требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ);

— отказ покупателя в нарушение правовых актов или договора купли-продажи принять товар (п. 3 ст. 484 ГК РФ);

— отказ покупателя в нарушение договора купли-продажи оплатить товар (п. 4 ст. 486 ГК РФ);
— неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров, покупателем — сроков оплаты товаров и не выборки товаров (ст. 523 ГК РФ);

— если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным или станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом (ст. 715 ГК РФ);

— если заказчик не заменит в разумный срок непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика (ст. 716 ГК РФ);
— собственником принято решение о выборе или об изменении способа управления многоквартирным домом (ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) направляет контрактная служба. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» устанавливает порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.


2.5. Иные полномочия контрактной службы

Закон о контрактной системе предусматривает также такие полномочия контрактной службы, которые реализуются на любом этапе осуществления закупки. К таким полномочиям относится организация в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.


Глава 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО


Под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей, структурными элементами которого также являются законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность и правовые принципы. Применительно к предмету настоящей работы целесообразно рассмотреть полномочия контрактного управляющего.

Для наделения полномочиями контрактного управляющего согласно российскому законодательству необходимо, чтобы такая должность была предусмотрена штатным расписанием. В целях разграничения сфер ответственности заказчика, комиссии по закупкам и контрактного управляющего должностная инструкция и трудовой договор контрактного управляющего должны предусматривать исчерпывающий перечень полномочий. Выполнение должностных обязанностей контрактного управляющего может быть поручено прошедшему необходимое обучение работнику путем совмещения должностей, когда работником наряду со своей основной работой выполняется дополнительная работа, и, как следствие, подписания дополнительного соглашения.

 

3.1. Законодательство Российской Федерации, закрепляющее

правовой статус контрактного управляющего

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта

Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До 1 января 2016 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. С учетом вышеперечисленных функций должностное лицо, наделяемое полномочиями контрактного управляющего, должно обладать знаниями в сфере:

— основных принципов и процедуры осуществления закупок;

— системы проведения закупок для государственных и муниципальных нужд;

— методов планирования при проведении закупок;

— порядка осуществления подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

— порядка осуществления закупок, в том числе заключения контрактов;
— критериев оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительного анализа методов оценки заявок на участие в конкурсе;

— эффективности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
— контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;

— мер ответственности за нарушения при размещении и исполнении государственных (муниципальных) закупок;

— обеспечения защиты прав и интересов участников контрактной системы, процедур обжалования;
— информационного обеспечения государственных (муниципальных) закупок.

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

В первом официальном антикоррупционном докладе Европейского союза, опубликованном 3 февраля 2014 года, указано, что наиболее уязвимой сферой, подверженной коррупции, являются государственные закупки. В Докладе указывается на необходимость введения более строгих стандартов в сфере государственных закупок и улучшения механизма контроля.

Ответственность при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) наступает в случаях выявления нарушений:

- при принятии решений о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП);

- при принятии решений о проведении конкурса или закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в непредусмотренных случаях или нарушении порядка и сроков направления в уполномоченный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 2.1. статьи 7.29 КоАП);

- при принятии решений о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа либо принятии решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от согласованных с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа условий, — влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 7.29 КоАП).

Ответственность за несоблюдение установленного Законом о контрактной системе порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд наступает в случаях:

— нарушения сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч рублей до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей (части 1 — 1.3 статьи 7.30 КоАП);

— неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок информации (документов) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей (часть 3 статьи 7.30 КоАП);
— нарушения порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, разъяснения положений такой документации, приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей (часть 1.4 статьи 7.30 КоАП);
— отклонения заявки на участие в конкурсе, отказа в допуске к участию в аукционе, признания заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранения участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по не предусмотренным Законом о контрактной системе основаниям, признания заявки на участие в аукционе или конкурсе надлежащей в случае, если должно быть отказано в допуске к участию в закупке, нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, нарушения порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 7.30 КоАП);

— нарушения установленных требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей (часть 2.1 статьи 7.30 КоАП);
— установления не предусмотренных Законом о контрактной системе порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки информации (документов) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч (часть 4 статьи 7.30 КоАП);

— включения в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей (часть 4.1 статьи 7.30 КоАП);

— утверждения конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определения содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением установленных требований — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП);
— отклонения заявки на участие в запросе котировок, отстранения участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части — отказ в допуске к участию в запросе) по не предусмотренным Законом о контрактной системе основаниям, признания заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе, или нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, — влекут наложение административного штрафа в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей (часть 6 статьи 7.30 КоАП);
— признания победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленных требований — влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 7 статьи 7.30 КоАП);

— сокращения сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или нарушения порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей (часть 8 статьи 7.30 КоАП);

— нарушения оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей (часть 10 статьи 7.30 КоАП);

— осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 11 статьи 7.30 КоАП);

— нарушения сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пятидесяти тысяч рублей (части 13 — 14 статьи 7.30 КоАП).


Ответственность, связанная с нарушением порядка ведения реестра контрактов, предусмотрена за:

— включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 7.31 КоАП);
— не направление, несвоевременное направление в уполномоченный орган информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов или направление недостоверной информации (сведений) и документов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 7.31 КоАП).

 

Ответственность, связанная с нарушением порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашением оператором или должностным лицом электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона, установлена в случаях:

— нарушения должностным лицом заказчика, уполномоченного органа (учреждения), оператором электронной площадки установленных Законом о контрактной системе порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч рублей до девяноста тысяч рублей (части 1 — 2 статьи 7.31.1 КоАП);

— нарушения оператором электронной площадки установленных Законом о контрактной системе порядка или сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах — влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (часть 3 статьи 7.31.1);

— нарушения оператором электронной площадки установленного Законом о контрактной системе порядка ведения реестра участников электронного аукциона, правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка или сроков размещения, направления информации, уведомлений, проектов контрактов — влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (части 4 — 5 статьи 7.31.1 КоАП);

— разглашения оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 7.31.1 КоАП).


Ответственность, связанная с нарушением порядка заключения и изменения контракта, предусмотрена в следующих случаях:

— заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей (часть 1 статьи 7.32 КоАП);

— заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения (части 1 — 2 статьи 7.32 КоАП);

— нарушения сроков заключения контракта или уклонения от заключения контракта — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 7.32 КоАП);

— изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 КоАП);

— изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения (часть 5 статьи 7.32 КоАП);

— нарушения порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 7.32 КоАП).

Уголовная ответственность за нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена, прежде всего, в статьях 285.1 и 285.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом или иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Привлечение к гражданско-правовой ответственности осуществляется посредством предъявления в суд пострадавшей стороной иска к виновному лицу.

 

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.

 

Помимо вышеперечисленных видов ответственности статья 12 Закона о контрактной системе вводит принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Данный принцип предполагает, что заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.